ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?
Ничто так не выводит
учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые опасаются, что ложь —
это признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастет
лишенный нравственных принципов человек. Негодование вызывает и то, что, солгав,
ребенок обманул доверие окружающих. Многие родители и учителя теряются, не
знают, как дальше строить свои отношения с ребенком: можно ли продолжать ему
доверять, наказывать ли его и какое наказание будет подходящим? Для меня же
(как и для большинства психологов) детская ложь — это свидетельство не
моральных, а скорее психологических проблем ребенка.
ТИПИЧНАЯ
СИТУАЦИЯ
Учительница спрашивает
у третьеклассницы Кати, написала ли она сочинение, заданное на дом. Катя
отвечает, что написала, но забыла дома. На предложение учительницы принести
сочинение на перемене (Катя живет в соседнем со школой доме), она отвечает, что
у нее нет ключей и дома никого нет. В конце концов выясняется, что сочинение
Катя не написала. Похожие ситуации повторяются часто. Причем говорит неправду
Катя не только в школе, но и дома. Катя поступила в нашу школу во втором
классе. Она приехала из другого города, там училась по более легкой программе.
За прошедший год ей пришлось не только привыкать к новому стилю жизни, к новому
дому, городу, к новым людям, но и наверстывать упущенное по школьной программе.
Ее родители очень боялись, что девочка не сможет соответствовать уровню школы,
тем более что старшая дочь не смогла учиться в седьмом классе — ее пришлось
перевести в другую школу. Катя много занималась дополнительно, по выходным
ходила с семьей в музеи и театры (чтобы «повысить культурный уровень»). У нее
нет друзей — ей просто некогда общаться со сверстниками. Все учителя спрашивали
у классного руководителя: а умеет ли эта девочка улыбаться? Ее лицо было всегда
напряженно, губы сжаты, и она действительно никогда не улыбалась. Учительница и
ребята относились к ней доброжелательно, не обижали, старались помочь, но
теплых отношений, ни с кем в классе ей установить не удалось. А потом начались
срывы. В доме отдыха, куда Катя поехала на каникулах с классом, она постоянно
ссорилась с одноклассницами. Например, рассердившись на одноклассницу, Катя
бросила ее очки в бассейн, сказав учительнице, что это произошло, случайно.
Если дома Кате что-то не разрешали, она начинала кричать и топать ногами. В
школе она постоянно привирала, чтобы избежать выговоров и двоек. Описанный
случай я назвала типичным, потому что большинство детей, попавших в
неблагоприятную для них ситуацию, стараются исправить положение с помощью лжи.
ОТ НЕДОСТАТКА
ЛЮБВИ
К сожалению, родителей
и учителей чаще всего интересует вопрос: каким должно быть наказание, чтобы
ребенку «неповадно было»? И очень немногие задумываются над причинами такого
поведения. А ведь только понимание причин неискренности ребенка поможет
преодолеть возникшее отклонение в его поведении. В большинстве случаев, чтобы
изменилось поведение ребенка, достаточно изменить ситуацию, в которой он
находится. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны
родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая
самооценка. Не оправдывающий ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно
сообщают, имеет трудности в учебе или нарушения поведения. Часто лгущий ребенок
очень озлоблен. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не из
страха наказания. Прекрасно зная, что ложь раздражает взрослых, он стремится
именно рассердить родителей и учителей, даже если ему за это придется понести
наказание. Ложь для детей — это еще и способ доказать самим себе и окружающим
свою независимость. В первую очередь, дети пытаются эмансипироваться от
родителей. Это, по их мнению, может повысить их статус среди сверстников.
Иногда они даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать
своим родителям. Бывает, ребенок испытывает такой восторг от удачного обмана,
что стремится поделиться своим «достижением» и с обманутым, поэтому сам тут же
и признается во лжи. Тем не менее успешность лжи укрепляет в ребенке
уверенность, что это лучшая из возможностей восторжествовать над обидчиками.
Таким образом, можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего
ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:
— избежать неприятных для себя последствий;
— добыть то, чего иным
способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес
окружающих);
— получить власть над
окружающими (иногда отомстить им);
— защитить что-то или кого-то значимого для
себя (в том числе и право на свою личную жизнь). Надо отметить, что
перечисленные причины, ведущие к утаиванию и искажению правды, в равной мере
относятся и к поведению взрослых.
ХВАСТУНЫ И
ФАНТАЗЕРЫ
Слегка приврав, немного
исказив факты, мы избегаем неприятных объяснений, выходим из затруднительного
положения и вообще облегчаем себе жизнь. Наши дети все это видят и «мотают на
ус». Умение подать информацию в выгодном для себя свете, в общем-то, полезно
(например, в будущем оно может пригодиться при поступлении на работу), но
постоянное приписывание себе чужих заслуг и несуществующих достижений не
способствует развитию личности и может привести к серьезным нарушениям психики.
Так называемый уход ребенка в мир фантазий свидетельствует о его серьезной
неудовлетворенности жизнью. Непопулярные и малоуспешные дети учатся скрывать
свои неудачи или подавать о себе информацию в выгодном свете, надеясь если не
улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. Например,
ребенок теряет дневник с плохими оценками или рассказывает родителям, как
хорошо он сделал доклад, как его хвалили. На самом деле все было именно так, но
только с кем-то из его одноклассников. Не находя в реальном мире того, что
может повысить его значимость в глазах окружающих, ребенок придумывает нечто,
способное произвести выгодное впечатление. Мама третьеклассника, недавно
переведенного в нашу школу, рассказала, что ее сын просит разрешения принести в
класс фотографии из папиных заграничных командировок, чтобы показать их
ребятам. Мама недоумевала, почему ребят могут интересовать эти фотографии.
Наблюдая за этим классом, я обнаружила, что с некоторых пор значимыми для ребят
стали не личные качества и достижения сверстников, а, как они сами говорили, их
«крутость». Под «крутостью» подразумевалось наличие у родителей
машины-иномарки, регулярное посещение «Макдоналдса», празднование дня рождения
в престижном клубе, обладание дорогими игрушками и вещами, а также поездки во
время каникул за границу. Только тому, кто мог похвастать хоть чем-нибудь из
этого списка, удавалось завоевать популярность у одноклассников. Успешный в
учебе и общительный новенький очень хотел быть принятым в новый коллектив, но
не мог похвастаться ничем из перечисленного, поэтому он и принес в школу папины
фотографии, сказав, будто он сам побывал в Оксфорде. Отверженный сверстниками
ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание.
Своим поведением он напоминает героя гоголевской «Коляски», и разоблачение для
него так же ужасно. Ведь в большинстве случаев окружающие требуют
доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все
больше, и в конце концов он запутывается окончательно. А когда все
раскрывается, он делается еще менее привлекательным для окружающих. Если же
фантазеру удается избежать разоблачения, то постепенно он сам начинает верить в
свои выдумки и «переселяется» в придуманный мир, где он удачлив и всеми любим.
И ребенок окончательно замыкается в себе.
БЕСКОРЫСТНО И
БЕЗОПАСНО
Но бывают и совсем
другие фантазеры. Эти дети используют обман не только для того, чтобы защитить
себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные
достоинства или возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы
повеселить их. Наверное, это самый невинный и безопасный вид обмана, потому что
цели, преследуемые ребенком, не корыстны. В таких случаях вымысел столь
очевиден, что это понимают и ребенок, и взрослый, но подыгрывают друг другу.
Лина все время рассказывает о себе и своей семье необычные истории. На уроке
зашел разговор о террористах, Лина сказала, что ее семье пришлось бежать из Израиля,
потому что их преследовали и хотели убить. На другом уроке учитель спрашивал
ребят о домашних животных, и Лина рассказала, что у них на балконе живет
пингвин. Наши учителя привыкли к необычным жизненным условиям своих учеников:
многие живут попеременно то в одной, то в другой стране, у некоторых дома
обитают питоны и прочие экзотические животные. Но родители Лины не подтверждали
ее рассказов и очень пугались всплеска ее фантазии. Лина начала придумывать
разные небылицы, как только научилась говорить. Она очень активная девочка,
любит рисовать, делает свои рисунки красочными, с большим количеством деталей,
самозабвенно играет с другими детьми, придумывая неожиданные повороты сюжета. В
то же время ей нравится эпатировать окружающих своими выдуманными, но похожими
на реальность рассказами. Она любит быть в центре внимания, очень рвется
отвечать перед всем классом. Поговорив с родителями и учителями, мы решили
никак не реагировать на Линины истории, максимально поощрять ее успехи в учебе
и привлекать к общественной жизни класса (подготовке и участию в различных
мероприятиях). Не получая ожидаемого восхищения своими рассказами, Лина охотно
переключилась на другую деятельность. Научившись писать, Лина с удовольствием
стала писать фантастические повести и рассказы, после чего ее фантазирование в
реальной жизни окончательно сошло на нет.
СИГНАЛ ТРЕВОГИ
Иногда, столкнувшись с
детской ложью, взрослые надеются, что все само как-нибудь устроится. Они не
придают значения происшедшему, делая вид, что ничего из ряда вон выходящего не
случилось. Для ребенка одинаково вредны как родительская агрессия, так и
родительское бездействие, особенно если вспомнить, что в большинстве случаев
детская ложь — это сигнал тревоги. Последствия родительского равнодушия могут
быть очень серьезными, вплоть до развития у ребенка асоциальных черт характера.
Психолог Л.Б. Филонов в своей работе «Детерминация возникновения и развития
отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением» выделил факторы,
повлиявшие на появление и развитие лживости. Анализируя жизненный путь людей,
осужденных за преступления, связанные с мошенничеством, аферами, обманом и
другими формами лжи, он пришел к выводу, что на раннем этапе развития индивида
не может быть и речи о лжи как о намеренном введении в заблуждение. Грани между
выдумкой, добавлением от себя и преувеличением обычно стерты, фантазии и
вымысел переплетаются. До трех лет не существует различия между детьми, «у
которых впоследствии развивается или не развивается качество лживости», оно
появляется только в 4–5 лет. Сознательное использование лжи и умалчивания
появляются, когда ребенок боится наказания за проступки и за испытываемые
чувства. Он видит, что откровенность и честность не всегда являются тем
желаемым поведением, которое «проповедуется взрослыми». Вначале утаивание
вызывается боязнью наказания, затем вырабатываются особые механизмы управления
высказыванием — умение не проговариваться, способность хитрить. Постепенно у
часто лгущего ребенка появляется положительное отношение ко лжи и обману,
которые расцениваются им как проявление ума и ловкости. Свою ложь он начинает
считать «военной хитростью», а по сути — ложь из средства сокрытия превращается
в средство добывания желаемых благ. Самый опасный вид лжи — заведомое введение
в заблуждение ради получения выгоды. У ребенка, накопившего опыт удачных
обманов и способов сокрытия истины, возникает стремление оправдать ложь и
намерение «отточить» навык лжи. В качестве оправдания своего поведения такой
ребенок подводит «философскую базу» под ложь: может быть, все те, которые
говорят, что они правдивы, на самом деле просто умеют хорошо врать? К ситуациям
оправдания относится и попытка доказать, что все люди лгут и что это
закономерное и нужное поведение. Иногда искусный лжец лицемерно заявляет, что осуждает
лгущих. Появившаяся в раннем детстве, порочная черта личности сначала не
проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять
ее в экстренных случаях. Филонов делает вывод, что в завершающей стадии
развития качества человек уже не дожидается тех или иных обстоятельств,
«обладая мощной побудительной силой, отрицательное свойство может стать основой
для противоправного поведения». Соответствующая оценка окружающих укрепляет у
ребенка мнение о себе, он начинает считать себя способным к хитрости, лжи и
т.д. Постоянное неодобрение со стороны окружающих побуждает ребенка обратиться
к себе подобным, к той среде, где отрицательные качества, наоборот, одобряются
и где он чувствует себя сравнительно благополучно. Ребенок осознает прагматические
стороны отрицательного качества, стремится извлекать из него пользу. Если дошло
до этого, тогда можно говорить о стойкой деформации всей личности, результатом
чего становится асоциальное поведение.
КАК РЕАГИРОВАТЬ
НА ОБМАН
Чтобы ребенок не стал
злостным врунишкой, важно вовремя обратить на него внимание, попытаться
изменить ситуацию, в которой он развивается, а не реагировать на его поведение
только наказаниями. Самое эффективное средство борьбы с детской ложью — это
построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном
уважении. Вернемся к ситуации с Катей. Для ее родителей стало откровением, что
их дочь просто не выдерживает напряжения, она постоянно боится не оправдать их
ожиданий, быть хуже других. У нее очень высокий уровень притязаний и низкая
самооценка. Девочка недовольна своей внешностью, мечтает заниматься плаванием.
Уровень интеллекта и способностей соответствует средней норме нашей школы, то
есть Катя вполне может учиться на твердую четверку. После беседы с психологом и
классным руководителем родители постарались уменьшить свои требования к дочке,
стали спокойнее относиться к тому, что у нее может что-то не получаться.
Убедившись, что Катя уже может самостоятельно освоить школьную программу,
родители отменили почти все дополнительные занятия с преподавателями, дав дочке
возможность побольше отдыхать и общаться со сверстниками. Они разрешили Кате
приглашать к себе в гости одноклассников, записали ее в бассейн и на
ритмическую гимнастику. А в выходные старались как можно больше бывать с детьми
на свежем воздухе, посещая парки и музеи под открытым небом. Через полгода все
учителя знали, что Катя умеет улыбаться, а она почти перестала изворачиваться и
врать. Первое, что необходимо сделать учителю или родителю солгавшего ребенка,
— это разобраться в причинах лжи. Что-то предпринять в сложившейся ситуации
можно только в тесном контакте с ребенком. Начать надо с разговора «по душам».
Такой разговор полезен и в ситуации, когда вы только подозреваете, что ребенок
вам соврал, и когда у вас есть все доказательства его лжи. Вот что можно
сказать ребенку в такой ситуации (советуют специалисты). Август Айхорн,
австрийский психоаналитик, рекомендует воздержаться от выражений типа «Ты
лжешь», «Ты должен говорить правду» — гораздо более эффективно вести себя так,
как будто ребенок сделал ошибку. Можно сказать: «Ты уверен в том, что сказал?
Подумай хорошенько. Погоди-ка, расскажи мне еще раз» и т.д. Известный детский
психолог и психиатр Алан Фромм рекомендует сказать ребенку следующее: «Расскажи
мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не
собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь
объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать». Американский
психолог Пол Экман рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимном
доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие.
Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся
сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком
сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду
просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».
Естественно, данное ребенку обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на
ваш взгляд, ни был его поступок. Ни в коем случае не начинайте разговор с
обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, то сначала
придите в себя, остыньте и только потом приступайте к спокойному обсуждению
случившегося. В редких случаях требуется ваша немедленная реакция, обычно
разговор можно отложить на время, когда все эмоции улягутся. Начав с
агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность
лгать. Он почувствует себя еще менее уверенно и будет еще сильнее стремиться
избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи.
Из-за грубого обращения ребенок может почувствовать по отношению к вам
враждебность, а это чувство тоже не способствует установлению доверительных
отношений. Возможно, ребенок сам ищет подходящий момент, чтобы все вам
рассказать. Не форсируйте события, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите
его к откровенности. Ничто так не ранит детскую душу, как несправедливость.
Помните: сколь очевидной ни казалась бы вина ребенка, всегда остается
вероятность несправедливого обвинения.
ИЗ ЖИЗНИ И ИЗ
КНИГ
Из всех воспитательных мероприятий по развитию
честности и порядочности самое действенное — личный пример. Родители и учителя
должны быть честны даже в мелочах. Еще В.А. Сухомлинский сомневался в
правомерности применения в школе такого педагогического приема, как публичное
обсуждение поведения ребенка сверстниками, считая, что при этом морально
травмируется не только тот, кто совершил проступок, но и коллектив. Однако
вполне полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка,
разбирать ситуации из жизни или примеры из книг, участники или герои которых
прибегали к помощи лжи, обсуждайте причины такого поведения и возможные пути
выхода из ситуации. Особое внимание обратите на возможность обходиться в
затруднительных ситуациях без помощи лжи. Не стоит злоупотреблять напоминанием
об известной притче про мальчика-пастуха, дважды поднявшего ложную тревогу. В
своей практике я столкнулась с очень агрессивной реакцией мальчика на постоянное
цитирование взрослыми этой притчи. Для примера, к каким последствиям может
привести обманутое доверие окружающих, лучше использовать менее морализаторские
произведения, например рассказы и повести В. Драгунского, Ю. Сотника, А.
Алексина, Ю. Яковлева, В. Крапивина и др. Если ваши отношения с ребенком
построены на взаимном доверии, если ребенок знает, что вы уважаете его право на
личную жизнь и всегда готовы прийти ему на помощь, то он будет откровенен с
вами. В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратится к тому, кто
проявляет искренний интерес к нему и его проблемам. Хорошо, когда у него есть
возможность обратиться за помощью к родным и учителям, а не к сомнительной
компании во дворе или первому встречному. ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ? Практически во всех
работах, посвященных проблеме лжи, она определяется как противоположность
правдивым, истинным высказываниям, действиям, как отклонение от нормального —
нравственного — поведения, как свидетельство недостаточно высокого уровня
морального развития человека. Большинство философов и психологов в определениях
лжи указывают на ее преднамеренность. Естественно, в таком ракурсе ложь
рассматривается как отрицательная черта характера. Однако, собирая материал для
дипломной работы, посвященной проблеме лжи, я столкнулась с очень интересной
точкой зрения. В некоторых философских и психологических работах последних лет
способность ко лжи рассматривается как привилегия разумности. Считается, что
вся цивилизация построена на обмане: сначала человек научился обманывать
животных (приманивать их), потом появилась техника — средство обмана природы
(человек стал способен делать то, чего не мог раньше, пользуясь исключительно
своими физическими данными). Использование лжи для получения выгоды
культивируется в литературе. Сколько героев сказок, легенд достигли
благополучия с помощью обмана (называемого, правда, хитростью)! И это все
положительные герои, которым мы сочувствуем. В общении мы часто стараемся
скрыть свои истинные чувства, мысли, мнения, хотя и называется это не ложью, а
комплиментами и правилами хорошего тона. Благодаря этому мы можем сохранять
хорошие отношения с теми, чьи интересы и взгляды не только не совпадают с
нашими, но и практически несовместимы. К мелкому, «невинному» обману также
относится множество данных и невыполненных обещаний, клятв (и в обыденной, и в
политической жизни), слухов и сплетен. Особо остро стоит проблема использования
лжи во спасение. Многие считают, что в определенных ситуациях безнравственней
сказать правду, чем скрыть ее. Таким образом, ложь становится не только
привычной, но и необходимой составляющей человеческой жизни. Рано или поздно
ребенок начнет использовать ложь, самое главное — чтобы она не стала для него
единственным способом взаимодействия с окружающим миром. В наших силах не
допустить этого.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если ребенок начал
врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли
справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми
способами? Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как
средство нападения, значит ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены,
что сможете самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к
психологу. Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы
поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что
вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого
невыполнения. Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности,
но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той
же монетой. Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и
происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации
без помощи лжи, но с помощью юмора. Не злоупотребляйте детским доверием,
контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от
детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с
большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем
больше они вынуждены утаивать и лгать. Если дети будут уверены в нашей любви и
в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду.
Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их
жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто
выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на
ваше внимание и помощь. Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что
встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только
сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять
взрослым. Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно.
Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто
встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской
неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут
ему не стать жертвой мошенников. Автор: Елена ДАНИЛОВА, кандидат
психологических наук.
Источник: http://mybloginfo.ru/parents/parentsspecrekom/155-pochemu-deti-lgut.html Блог
социального педагога, психолога © mybloginfo.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий